Школа комплексного построения карьеры художника

Как разбираться в абстракции и почему беспредметная живопись снова в тренде

Абстрактная картина Джексон Поллок.
Стенографическая фигура. 1942
Джексон Поллок, американский художник (1912 — 1956)
Абстрактное искусство — одно из самых загадочных и неоднозначных направлений в истории искусства. Многие зрители, глядя на холст с хаотичными линиями, пятнами и формами, задаются вопросом: «А в чем здесь смысл?», «Почему это считается искусством?» и «Неужели мой ребенок не может также?».

Эти сомнения вполне понятны, ведь абстракция сознательно отказывается от привычного изображения реальности, предлагая вместо этого мир эмоций, ощущений и концепций.

Но, несмотря на свою кажущуюся сложность, абстрактное искусство продолжает вдохновлять зрителей и художников. Оно не просто существует — оно эволюционирует, трансформируется и остается одним из самых востребованных жанров в современном арт-мире.

В этой статье мы разберем, как научиться понимать абстрактное искусство, на что обращать внимание при его восприятии и почему оно остается актуальным сегодня. Вы также узнаете, какие перспективы сегодня открываются перед современными художниками, работающими в абстрактном жанре.

Абстракция как признак дисгармонии мира

Aбстракцию часто называют изобретением модернистов, и действительно, абстракция получила второе рождение в начале двадцатого века, но тем не менее абстрактное искусство существовало рядом с фигуративным искусством еще во времена палеолита.

На протяжении всей истории фигуративное искусство и абстракция, как правило, чередовались как способы художественного выражения, в зависимости от того, как общество относилось к внешнему миру.

Именно об этом говорил искусствовед Вильгельм Воррингер в своей опубликованной в 1908 году революционной книге «Абстракция и эмпатия: исследование психологии стиля». Ученый стремился выяснить, почему художники определенных культур, например греческой и римской, и определенных периодов, например эпохи Ренессанса, предпочитали фигуративный стиль, в то время как другие — древние шумеры и египтяне, а также те, кто творил во времена Византийской империи и в Средние века, и, конечно же, представители многих первобытных культур — отдавали предпочтение абстракции.
Воррингер утверждал, что, когда мы пребываем в гармонии с окружающим нас миром, как во времена Античности или Ренессанса, нам свойственно испытывать к миру эмпатию: идеализировать и воссоздавать его внешний вид в трех измерениях; мы хотим создавать предметы, которые объективируют наше восхищение.

А когда мы ощущаем разлад с миром, как это было в Древнем Египте, в Средние века и в эпоху модернизма, — нам хочется отдалиться, абстрагироваться от мира и создавать произведения, которые скроют видимый мир.
Untitled. 1948
Untitled. 1948
Виллем де Кунинг, американский живописец XX века, один из основоположников абстрактного экспрессионизма (1904 − 1997)
Древние египтяне всю жизнь посвящали строительству собственных гробниц и подготовке к загробной жизни, и древнеегипетские художники, по сути, создавали абстракции больше трех тысяч лет. Древний Египет стал воплощением культуры, сосредоточенной вне реальности, воплощением жизни в постоянной тревоге.

Рассуждая об одержимости египтян загробной жизнью, искусствовед Эрвин Панофский писал: «Если бы мы, не дай бог, были социологами, мы сказали бы, что вся египетская цивилизация была ориентирована на смерть, а не на жизнь. Гораздо лучше этот контраст выразил Диодор Сицилийский: «Египтяне говорят, что их дома — всего лишь гостиницы, а гробницы — их настоящие дома».

Это экзистенциальное чувство смятения вновь вспыхнуло во времена промышленной революции, когда европейские художники-модернисты не создали, а воссоздали абстракционизм.
Абстрактная живопись. Хильма аф Клинт
Работы Хильмы аф Клинт, конец XIX века
Хильма аф Клинт, шведская художница, одна из первых представителей абстрактной живописи (1862 − 1944)

Сделать невидимое видимым

Реалистичное искусство стремится запечатлеть внешний мир таким, каким он предстает перед нашими глазами. Но как передать то, что невозможно увидеть или потрогать? Как выразить эмоцию, ощущение, внутренний ритм, который живет внутри нас? Здесь на сцену выходит абстракция — язык, который позволяет говорить о невидимом, интуитивном, глубоко личном.
Webster — авторитетный толковый словарь США, дает такое определение:

«Абстрактное искусство — это искусство выражать сущность и качество, отстраняясь от самого объекта».

Другими словами, это искусство передавать то неосязаемое, которое ускользает на реалистическом изображении объекта или при его обычном зрительном восприятии.
Василий Кандинский – один из первых художников модернизма, который осознанно отказался от изображения предметного мира, чтобы выразить через живопись чистые эмоции, внутренние переживания и духовные концепции. Он верил, что искусство должно действовать не на разум, а на душу, и считал, что цвет, линия и форма могут работать как музыка, вызывая у зрителя определенные чувства без необходимости изображения узнаваемых объектов.
Композиция VIII. 1923
Композиция VIII. 1923
Василий Канди́нский, русский художник-абстракционист (1866 − 1944)
Кандинский часто сравнивал живопись с музыкой. Он считал, что, так же как музыка не требует буквального изображения реальности, искусство тоже может существовать без конкретных форм. В его понимании, цвета и линии в картине подобны нотам в музыкальном произведении: они создают гармонию, напряжение, ритм. Художник даже говорил, что, глядя на определенные цвета, он буквально «слышит» звуки, а формы вызывают у него ощущения, как будто они обладают собственной энергетикой.

Например, он связывал желтый цвет с энергией и беспокойством, синий — с глубиной и духовностью, а красный — с силой и страстью. Его цель заключалась в том, чтобы с помощью этих цветовых и ритмических сочетаний передавать эмоциональные состояния зрителю.
«В современной живописи точка иногда говорит больше, чем человеческая фигура. Вертикальная линия в сочетании с горизонтальной рождает не менее драматическое звучание. Столкновение круга с острым углом треугольника даёт не меньший эффект, чем приближение пальца Бога к пальцу Адама на фреске Микеланджело».

Василий Кандинский

Абстрактное искусство — не только визуальный опыт

Один из главных мифов об абстрактном искусстве — что его сложно понять. На самом деле, его нужно не столько понимать, сколько чувствовать. Оно не предлагает готового сюжета, не показывает привычные образы, а обращается напрямую к нашим эмоциям, ощущениям и интуиции.
Взаимодействие с абстрактной живописью — это не только визуальный опыт. Можно сказать, что оно работает на уровне всего тела. Цвета вызывают определенные эмоции, линии создают ритм, композиция влияет на восприятие пространства. Форма может ощущаться тяжелой или легкой, движение — плавным или резким, а структура — гладкой или шероховатой.
Посмотрите на картины Ротко — большие цветовые плоскости словно дышат, окружая зрителя, погружая его в атмосферу спокойствия или, наоборот, напряжения.
Работы Марка Ротко
Работы Марка Ротко
Марк Ротко, американский художник, один из создателей живописи цветового поля (1903 − 1970)
«Мое искусство живет и дышит. Мне неинтересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций: трагедии, экстаза, отчаяния и так далее. И тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и разражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с этими основными человеческими эмоциями»

Марк Ротко
А теперь посмотрите динамичные работы Поллока: разбрызганные потоки краски создают ощущение вихря, движения, энергии.
Джексон Поллок. Номер 31. 1950
Номер 31. 1950
Джексон Поллок, американский художник (1912 — 1956)
«Я хочу выразить свои чувства, а не иллюстрировать их»

Джексон Поллок

Художник не копирует реальность

Глядя на работу художника, мы с радостью узнаем собаку, мать, ребенка, дерево, яблоко и даже плоский красный прямоугольник. Мы не можем не сравнивать то, что предлагает нам художник, с тем, что видим вокруг. Проблема в том, что слишком часто после того, как мы определяем сюжет картины и необычность, красоту или «точность», с которой художник передал этот сюжет, мы останавливаемся.
Осмыслив только отношения произведения искусства и известного нам мира, мы осваиваем лишь малую часть достижений художника.
Художники стремятся выразить и вызвать определенные эмоциональные и когнитивные реакции. Они хотят развить наше воображение. Для этого есть разные способы; например, художники создают формы, цвета и ритмы и играют ими. Художники используют неожиданные аллюзии и аналогии.
Абстракция Буги-Вуги на Бродвее
Буги-Вуги на Бродвее. 1943
Пит Мондриан, нидерландский художник (1872 — 1944)
Пит Мондриан, один из величайших художников-модернистов, строит композицию «Буги-Вуги на Бродвее» из сотни маленьких прямоугольников, и внезапно мы видим, что абсолютно абстрактные формы могут быть организованы так, что возникают пульсирующие ритмы, безотчетное возбуждение и сложные структуры не только буги-вуги и джаза, но и современного города.

Мы видим, что Мондриан, чьи цветные прямоугольники как будто выдвинуты на нас, при этом парадоксальным образом оставаясь плоскими, — тоже уникальный колорист, хотя его голос и отличается от голосов других художников.
Действительно великие художники являются таковыми не потому, что создают невероятно точные изображения мужчин, женщин, растений и животных, и уж точно не потому, что их творчество радикально.

Величайшие представители фигуративного искусства, например, как Леонардо да Винчи, не подражают природе, а скорее — как и величайшие художники-абстракционисты, такие как Мондриан, — перевоплощают свое понимание реальности. Именно умение художника трансформировать свой опыт отличает его от других.

Художники — поэты, а не копиисты — в их творчестве важно не что, а как.

Разница между классическим и абстрактным восприятием

Когда мы смотрим на классическую фигуративную живопись, мы невольно вовлекаемся в её сюжет. Мы видим пейзаж, людей, предметы — и сразу начинаем искать связи, разгадывать историю, угадывать эмоции персонажей. Разум цепляется за знакомые формы, анализируя их.

Но в абстрактном искусстве нет привычных объектов. Здесь нет «сюжета» в привычном смысле, нет необходимости интерпретировать картину через репрезентацию мира. Вместо этого мы смотрим на цвет, текстуру, ритм, пространство, давая себе возможность просто переживать опыт, а не раскладывать его на логические элементы.
Попробуйте посмотреть на абстрактную работу так же, как вы слушаете музыку. Музыка не нуждается в сюжетах или образах, чтобы вызывать в нас эмоции — она работает через ритм, тембр, тональность. Точно так же и абстракция: она передаёт чувства не через конкретные символы, а через саму материю искусства.
Абстрактная картина. Женщина и птица в ночи
Женщина и птица в ночи. 1923
Хоан (Жоан) Миро, испанский художник (1893 — 1983)
Что даёт нам этот опыт?
Во-первых, он освобождает наше восприятие от привычных рамок. Мы перестаём думать «что это значит?» и начинаем спрашивать «что я чувствую?». Это совершенно другой уровень восприятия, более глубинный и непосредственный.

Во-вторых, абстрактное искусство позволяет нам глубже понять саму сущность вещей. Оно не отвлекает нас деталями и частностями, а заставляет сосредоточиться на чистых ощущениях — на том, что стоит за поверхностью привычных образов.

Например, если реалистическая картина показывает конкретную бурю с грозовыми облаками, то абстрактная работа может передать саму энергию этой бури — её мощь, ритм, напряжение — без необходимости изображать тучи и молнии.
Абстрактное искусство становится не просто формой выражения, но и способом расширить наше восприятие мира, позволяя увидеть (или, скорее, почувствовать) его глубже и яснее.

Возвращение интереса к абстракции в XXI веке

Абстрактная живопись. Jadé Fadojutimi
Жаде Фадожутими (Jadé Fadojutimi), одна из самых востребованных абстрактных художниц современности.
В XXI веке абстрактное искусство снова переживает подъём. В современном мире, где мы ежедневно сталкиваемся с огромными потоками информации, абстрактное искусство становится способом отключиться от избыточности смыслов и образов, освободить восприятие от перегруженности и вернуться к чистому переживанию цвета, формы и движения.

Абстрактные работы всё чаще появляются в городском пространстве, в общественных местах, в домашних и офисных интерьерах. Во многих современных интерьерах используется именно абстрактная живопись, поскольку она создаёт эмоциональное, но при этом не перегруженное визуальное пространство.
Переосмысление классической абстракции

Сегодняшняя абстракция не только продолжает традиции прошлого, но и подвергает их критическому анализу. Художники обращаются к наследию Кандинского, Малевича, Ротко, но интерпретируют их идеи в новом контексте.

Джули Мерету — художница, входящая в топ признанных и молодых художниц современности. Её творчество вызывают целый ряд аналогий — от динамизма итальянских футуристов и геометрической абстракции до абстрактных экспрессионистов ХХ века. Художница переосмысляет абстракцию через призму социальных и политических вопросов, сочетая абстрактные формы с элементами архитектурных чертежей и картографии, создавая мощные образы, отражающие темы миграции, глобализации и памяти.
Абстрактная живопись. Джули Мерету
Джули Мерету (Julie Mehretu), современная американская художница эфиопского происхождения.
Новая абстракция и тактильность

Параллельно с переосмыслением классической абстракции происходит возрождение интереса к материальности. Художники XXI века активно используют нестандартные материалы: текстиль, стекло, дерево, пластик, а также находят способы сделать абстракцию осязаемой.

Один из самых плодовитых и амбициозных художников современности Стерлинг Руби исследует абстрактное пространство через коллажи и монументальные текстурные полотна.
Абстрактный коллаж
Коллаж. 2012
Стерлинг Руби (Sterling Ruby), современный американский художник
Новое поколение абстракционистов: эмоции, тело и цвет

Современные абстрактные художники всё чаще рассматривают живопись как поле не только визуального, но и телесного опыта. Картины могут выглядеть динамичными, импульсивными, чувственными — или, наоборот, мягкими, текучими, напоминающими сны и воспоминания. Среди тех, кто формирует сегодняшнее лицо абстрактной живописи, особенно выделяются Жаде Фадожутими и Флора Юхнович.

Жаде Фадожутими — британская художница, чья живопись представляет собой вихрь цветовых пятен, энергичных мазков и слоёв, которые словно перекликаются друг с другом. Её работы полны эмоций, движения и одновременно очень личны: она часто говорит о том, что её картины — это способ осмыслить свою идентичность, воспоминания, опыт взросления.

Её работы можно сравнить с абстрактными композициями Виллема де Кунинга или Ли Краснер, но при этом в них есть очень современная, чувствительная энергия. Они будто захватывают зрителя, заставляя его почувствовать внутренний импульс картины, не пытаясь при этом что-либо «изобразить».
Абстракция Жаде Фадожутими
Выученная мысль (Taught thought). 2021
Жаде Фадожутими (Jadé Fadojutimi), современная британская художница
В отличие от яркой экспрессии Фадоджутими, Флора Юхнович создаёт картины, напоминающие растворившиеся в воздухе сюжеты. Её работы вдохновлены эстетикой рококо, но переданы через призму современной абстракции.

Юхнович не копирует классическое искусство, а словно переосмысляет его в абстрактном ключе. Её живопись — это светлые, текучие формы, мягкие градиенты и пастельные оттенки, которые создают ощущение лёгкости, игры, движения.

При этом художница играет с границами узнаваемости: её полотна кажутся распавшимися на цветовые пятна фрагментами классических картин, но в то же время это чистая абстракция, предлагающая зрителю расслабиться и погрузиться в поток цвета и атмосферы.
Абстрактная художница Флора Юхнович
Флора Юхнович (Flora Yukhnovich), современная художница из Великобритании
Абстракция в эпоху цифрового искусства

С появлением цифровых технологий и новых медиа художники получили новые инструменты для работы с абстракцией. Компьютерная графика, алгоритмы, нейросети и виртуальная реальность позволили выйти за рамки традиционного холста. Сегодня художники создают динамичные, интерактивные абстрактные формы, которые изменяются в реальном времени, реагируя на движения зрителя или изменяющиеся данные.

Примером могут быть работы турецко-американского медиа художника Рефика Анадола который использует алгоритмы машинного обучения для создания масштабных цифровых абстракций. Его произведения — это не просто картины, а целые потоки данных, визуализированные в динамических цветах и формах.

Например, в своих работах, как и в примере ниже, художник использует искусственный интеллект для обработки информации из конкретных точек в вестибюлях тех музеев, где экспонируются работы. Это изменения в освещении, движении, акустике и даже перемены погоды за окном. И затем все эти данные формируют постоянную смену визуальных и звуковых эффектов, которые и наблюдают зрители.
Абстракция в XXI веке — это не просто продолжение традиции, а новая форма исследования мира. Она становится гибким инструментом, соединяющим цифровые технологии, тактильный опыт и актуальные социальные вопросы.

В эпоху переизбытка визуальной информации абстрактное искусство снова напоминает нам, что искусство — это не только о том, что можно увидеть, но и о том, что можно почувствовать.